История
земли донузлавской берёт начало из глубины веков и полна загадок,
открытий.
На сегодня, благодаря
трудам ученых, точно известно, что в приморской зоне, по обе стороны
Донузлавской косы в середине IV века до нашей эры возникли крупные
военно-хозяйственные поселения. Они входили в состав древнегреческого
города-государства Херсонес (ныне Севастополь).
Античное поселение на окраине села Поповка, у морского берега (недалеко
от пгт. Мирный) в научной литературе принято называть Южно-Донузлавским
городищем. Раскопки, проводившиеся в 1960-1970 гг. показали, что
городище состояло из группы сельскохозяйственных усадеб. По данным
археолога О.Д. Дашевской, херсонесское поселение около середины
2 в. до н.э. захватывают скифы.
В книге А. Щеглова "Полис и хора" (серии "Археологические
памятники Крыма") сообщается далее, что "- в 1966 году
в четырех с лишним километрах к северо-востоку от Южно-Донузлавского
городища участнику экспедиции К.В. Шишкину удалось обнаружить с
помощью аэрофотосъёмки прямоугольный огороженный земельный участок
площадью 18 гектаров и остатки еще одного, примыкающего к нему".
Это важное открытие свидетельствует о том, что на землях, где ныне
находятся современные поселки Новоозерное и Мирный, в античные времена
велась активная деятельность хозяйственного и военного характера.
Ибо древние поселения охраняли пути из городов Херсонес, Керкинитида
(ныне Евпатория) в Прекрасную Гавань или Калос Лимен (ныне Черноморское).
В пользу этого вывода ученых свидетельствует особенно исследование
второго городища, называемого Беляусским. По отношению к Нозоозерному
этот интереснейший археологический памятник находится в сторону
открытого моря, за селом Медведево, на берегу. Данное ".. херсонесское
поселение представляло собой огромную укрепленную усадьбу с мощной
квадратной многоэтажной башней на одном из ее углов". Автор
книги пишет: "- стены башни возведены из великолепно отесанных
рустованных каменных квадратов с метками каменотесов на многих из
них. Сохранились они всего на несколько рядов кладки, однако поражают
своей монументальностью."
Археологи сделали вывод, что на рубеже 3-2 веков до н.э. усадьба
подверглась нападению. После этого её владельцы укрепили основание
башни каменным противотаранным поясом (по примеру жителей Херсонеса).
Сложенный из огромных известняковых блоков - длиною до полутора
метров - он имел высоту около 4,5 м придавая низу башни пирамидальный
вид. И все же, по мнению ученых, усадьба попала в руки скифов, которые
превратили её в свою крепость...
В книге П.Д. Подгородецкого "Северо-западный Крым" приведена
знаменитая присяга граждан города (полиса) - государства "-
не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Калос Лимена, ни прочих
укреплений и земель, которыми херсонеситы владеют-". Этот документ
3 века до н.э. относится напрямую и к землям донузлавским.
Начнем с упоминания Керкинитиды. Большинство современных ученых
считают, что это был большой город на месте или поблизости от нынешней
Евпатории. Однако у этой точки зрения есть изъян: географ 5 в. до
н.э. Геродот связывал этот город с шестой по счету полноводной скифской
рекой Гипакирис (Лошадиная река). Вот почему автор книги "Керкинитида"
В.А. Кутайсов отмечает: "Другие ученые помещали тот же полис
около Донузлавского озера, которое вполне могло приниматься в период
греческой колонизации за одну из рек Скифии.". В частности,
ученый П.О. Бурачков конкретно связывал Керкинитиду с античным поселением
в районе укрепления Беляус.
Но даже если эта версия не подтвердится в полной мере, вполне могло
быть что Донузлав - Гипакирис служил портом обширного полиса Керкинитиды.
Это подтверждается тем, что вблизи озера в 3-2 в.в. до н.э. существовала
целая система береговых поселений-крепостей и обрабатываемых земель.
Древняя Присяга обязывала граждан также соблюдать экономические
законы государства, а именно: "- хлеб, вывозимый с равнины-
ни продавать, ни вывозить с равнины в какое - либо место, но только
в Херсонес...". Так вот, в книге " Полис и хора"
на странице 100 дано яркое описание побережья от Евпатории до озера
Донузлав: "Это сплошная полоса великолепного песчаного пляжа
и такой же безграничной, как море, ровной степи, с плодороднейшими
черноземами.". И далее автор задаётся вопросом: "Не та
ли эта равнина, которая упомянута в херсонесской присяге?"
Найденные археологами обширные земельные участки, "тейхе"
- укрепления, свидетельствуют в пользу догадки, что это была та
самая равнина, входившая в херсонесскую "хору" - сельскохозяйственную
территорию полиса. На север от Донузлава побережье и степь интенсивно
были используемы в военно-хозяйственных целях. Здесь особенно было
развито виноделие и рыболовство. В этих условиях такая удобная водная
артерия, как Донузлав, более чем на тридцать километров пронзающая
степные просторы, вполне могла служить для вывоза хлеба, рыбы сельхозпродуктов
(мясо, шкуры, кожизделия и т. д.) в столицу хоры - Херсонес.
На вероятную связь в те времена озера с морем указывает то, что
напротив канала, прорытого в 1961 году, был найден древнегреческий
корабль. Учёные определили, что затонул он в 4 в. до н.э. Специальная
подводная экспедиция В.Д. Блаватского и Б.Г. Петерса обнаружила
20 гераклейских (херсонесских) амфор, несколько кусков свинцовой
обшивки корпуса, гвозди, которыми крепилась обшивка, несколько обломков
деревянных частей судна.
Верность Присяге граждане херсонесского государства выполнили в
полной мере во 2 - 1 веках до н.э. К этому периоду большинство их
территорий были захвачены скифами. Тогда по всему побережью с юга
на север прошли с огнем и мечом воины полководца Диофанта, призванного
на помощь из могущественного древнегреческого Боспорского царства,
находившегося на землях нынешнего Керченского района. Руины, пепелища
говорили многим последующим поколениям греков и скифов лучше слов,
что жизнь в мире лучше битв и грабежей. На пороге было наступление
новой эры.
Хранящийся в историческом музее Евпатории надгробный барельеф 1
в. до н.э., найденный близ Южно-Донузлавского городища изображает
сцену конной охоты на оленя. По этой и другим археологическим находкам
ученые делают вывод о большем разнообразии природы в наших краях
в старину. Богатая, щедрая земля могла прокормить всех, кто жил
на ней.
Согласно источникам и концу 1 века от Рождества Христова, Таврида,
как и все побережье Черного моря, входили в состав новой империи
- Римской. В этом государстве большое значение придавалось созданию
и защите морских и сухопутных путей сообщения. Благодаря чему народы
Тавриды одними из первых в мире воспринимают весть об учении Иисуса
Христа из уст апостолов. Так состоялось удивительное путешествие
Андрея Первозванного, прошедшего из земли, где ныне Турция, берегом
Кавказа в Тавриду и далее, очевидно морем или северо-западным побережьем
полуострова к устью Днепра. Затем он поднялся к тому месту, где
позже возник Киев и прошел в северные пределы будущей Руси, до берегов
Варяжского (Балтийского) моря.
Это событие позволяет полагать, что если не сам апостол, то его
ученики в первом веке новой эры прошли степями и морскими путями
Донузлава, прокладывая, пути грядущих великих событий в истории
нашего государства. И в том, что первый православный храм в Новоозерном
и нашем регионе назван в память святого апостола Андрея Первозванного,
видится особая духовная связь через века суровых испытаний.
Прошли годы, и восточная часть Римской империи превратилась в христианскую
державу Византию, автоматически включившую в свои пределы Тавриду.
На юго-восток от дамбы и автотрассы Симферополь-Черноморское, в
районе Аблемицкого моста, в 8-10 веках, согласно карте Евпаторийского
музея, находилась крепость Аблемицкое городище. На одном из стендов
музея представлены херсонесско-византийские монеты 9-10 веков. На
одном из стендов музея изображены христианские кресты. Эти монеты
также найдены в районе озера Донузлав. В средние века путь "из
варяг в греки" приобретает все большее значение. В историческом
романе " Когда пал Херсонес" Антонин Ладинский пишет,
что союзное войско руссов и византийцев в 990 году направилось в
Киев морским и сухопутным путем. А это значит, что вновь наша акватория
и степи оказались в объективе великих исторических событий. Кто
знает, может быть, князь Владимир царевна Анна ступали по нашей
суровой земле и думали о той новой судьбе, что им предстоит? Ведь
удобным пунктам для отдыха, ремонта кораблей, пополнения запасов
воды и продовольствия на пути дружин и купеческих караванов был
длинный, с защищающими от ветров бухтами, залив Донузлав. То пологие,
то крутые, его берега напоминали суровым морским воителям викингам-
варягам далекие фиорды Скандинавии, а славянам и грекам - берега
Днепра.
Вероятно, что вдоль наших берегов пришла на рубеже 8-9 веков в Тавриду
легендарная рать из Новгорода под предводительством русса или варяга
князя Бравлина. - Характерно, что его поначалу завоевательный поход
завершился покаянием и принятием православной веры в Суроже (Судаке).
Это событие словно предварило, последующий поход в Херсонес Святого
Владимира.
Кстати, исторические документы, приводимые П.Д. Подгородецким, свидетельствуют
о том, что в средние века земли к северу от Херсонеса принадлежали
к владениям Киевских князей. Верю, что исследования ученых еще откроют
немало интересного в истории Аблемицкого городища, расположенного
неподалеку от удобной для стоянки гребно-парусных кораблей бухты.
Очень подходят для крепостных укреплений средневековья и высокие,
обрывистые холмы, на которых ныне расположены села Красноярское
и Ленское в верховьях Донузлава. Ведь для стабильных торговых отношений
в окружении кочевых соседей необходимы были укрепленные пункты на
всем маршруте от днепровских порогов до Корсуня-Херсонеса.
Многочисленные курганы в районе Донузлава свидетельствуют о том,
что в древности эти степи не пустовали. В одном из залов Евпаторийского
музея на карте отмечены находки половецких каменных изваяний 11
века в районе сел Крыловка, Поповка, Веселовка. Очевидно, что подобно
античной эпохе население в нашем регионе состояло из оседлых и кочевых
народов, только теперь к ним добавились опытные мореходы и воины
из северных пределов.
С 13 века в Тавриде появляются татаромонголы, вытеснившие предшествующих
им кочевников. Согласно картам полуострова в 15-18 веках из книги
"Рассказы по истории Крыма" В.П Дюличева земли от Черноморского
до Сак, включающие Донузлавский регион, населяют племена колена
(аймаклара) Мансуров. Или, как уточняет в скобках на странице 23
старинной книги "Крымское ханство" ее немецкий автор Тунманн..."(Монсур,
вероятно также Мангут)". Удивительно, но тот же автор именует
также в скобках на странице 19 одно из двух продержавшихся до османского
завоевания христианских княжеств: "княжество Теодори (Ингкирман)
и Готское (Мангут)". Итак, мы видим два одинаковых названия
у горного княжества готов и степных владетелей из далеких восточных
краев. Ошибка автора или простое совпадение? А может быть еще одна
мудрая загадка на сложных исторических путях народов, разгадка которой
поможет нам, потомкам древних родов и племен, лучше понять друг
друга и увидеть нечто великое общее в наших судьбах и предназначения
всех народов, берущих начало от одного, Адамова яблока.
Верю, что новые исследования ученых подтвердят предположение о том,
что прекрасные, хотя и суровые берега Донузлава в большей степени
не разделяли, а соединяли живших здесь людей. Близ морского побережья
располагались села и башни-маяки потомков греков и римлян, скифов.
В средней части и верховьях Донузлава обосновали свои грады-гарды
славяно-варяжские мореходы Киевской Руси и последующей Московии.
А в многочисленных балках, урочищах, питающих главное русло древней
реки, разбивали свои сезонные кочевья, привыкшие к воле и простору
сыны степей. Враждебные отношения между ними были скорее исключением,
чем правилом, ибо только мешали веками отлаженному механизму хозяйства,
обмена и дружественных межличностных и семейных отношений.
Подтверждением тому служат строки П.Д Подгородецкого о том, что
"На протяжении 13 - 15 веков русские, занимавшиеся рыболовством,
постоянно посещали северное побережье Черного моря, а может быть,
и оставались в этих местах на более или менее продолжительное время.
Не исключено, что именно поэтому на итальянских картах 15 в. на
побережье нынешнего Раздольненского района помечено: "Место
пребывания русских варягов". А от этих мест до верховий Донузлава,
с учётом многочисленных русел ныне высохших притоков, ускорявших
транспортные пути, рукой подать.
В позднее средневековье через наш регион проходили маршруты морских
и сухопутных походов запорожских и донских казаков, воспетые в сказаниях
и былинах.
Итак, история не обошла наш край стороной. Погружение в ее глубины
убеждает в том, что наши предки и предшественники были хорошими
строителями и культурными земледельцами, отважными моряками и рыбаками,
лихими наездниками и трудолюбивыми пастухами. Наибольшего расцвета
минувшие цивилизации достигали в годы созидательного труда на полях,
морских, речных и озерных нивах, когда мечи были в ножнах и стрелы
в колчанах.
Нам предстоит сделать так, чтобы древние международные пути Тавриды
- Крыма "Великий шелковый" и "Из варяг в греки"
вновь ожили, взаимно обогащая народы и являя собою торжество истины
и любви в третьем тысячелетии нашей новой эры.
|