ИСТОРИЯ
История земли донузлавской берёт начало из глубины веков и полна загадок, открытий.

На сегодня, благодаря трудам ученых, точно известно, что в приморской зоне, по обе стороны Донузлавской косы в середине IV века до нашей эры возникли крупные военно-хозяйственные поселения. Они входили в состав древнегреческого города-государства Херсонес (ныне Севастополь).
Античное поселение на окраине села Поповка, у морского берега (недалеко от пгт. Мирный) в научной литературе принято называть Южно-Донузлавским городищем. Раскопки, проводившиеся в 1960-1970 гг. показали, что городище состояло из группы сельскохозяйственных усадеб. По данным археолога О.Д. Дашевской, херсонесское поселение около середины 2 в. до н.э. захватывают скифы.
В книге А. Щеглова "Полис и хора" (серии "Археологические памятники Крыма") сообщается далее, что "- в 1966 году в четырех с лишним километрах к северо-востоку от Южно-Донузлавского городища участнику экспедиции К.В. Шишкину удалось обнаружить с помощью аэрофотосъёмки прямоугольный огороженный земельный участок площадью 18 гектаров и остатки еще одного, примыкающего к нему". Это важное открытие свидетельствует о том, что на землях, где ныне находятся современные поселки Новоозерное и Мирный, в античные времена велась активная деятельность хозяйственного и военного характера. Ибо древние поселения охраняли пути из городов Херсонес, Керкинитида (ныне Евпатория) в Прекрасную Гавань или Калос Лимен (ныне Черноморское).
В пользу этого вывода ученых свидетельствует особенно исследование второго городища, называемого Беляусским. По отношению к Нозоозерному этот интереснейший археологический памятник находится в сторону открытого моря, за селом Медведево, на берегу. Данное ".. херсонесское поселение представляло собой огромную укрепленную усадьбу с мощной квадратной многоэтажной башней на одном из ее углов". Автор книги пишет: "- стены башни возведены из великолепно отесанных рустованных каменных квадратов с метками каменотесов на многих из них. Сохранились они всего на несколько рядов кладки, однако поражают своей монументальностью."
Археологи сделали вывод, что на рубеже 3-2 веков до н.э. усадьба подверглась нападению. После этого её владельцы укрепили основание башни каменным противотаранным поясом (по примеру жителей Херсонеса). Сложенный из огромных известняковых блоков - длиною до полутора метров - он имел высоту около 4,5 м придавая низу башни пирамидальный вид. И все же, по мнению ученых, усадьба попала в руки скифов, которые превратили её в свою крепость...
В книге П.Д. Подгородецкого "Северо-западный Крым" приведена знаменитая присяга граждан города (полиса) - государства "- не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Калос Лимена, ни прочих укреплений и земель, которыми херсонеситы владеют-". Этот документ 3 века до н.э. относится напрямую и к землям донузлавским.
Начнем с упоминания Керкинитиды. Большинство современных ученых считают, что это был большой город на месте или поблизости от нынешней Евпатории. Однако у этой точки зрения есть изъян: географ 5 в. до н.э. Геродот связывал этот город с шестой по счету полноводной скифской рекой Гипакирис (Лошадиная река). Вот почему автор книги "Керкинитида" В.А. Кутайсов отмечает: "Другие ученые помещали тот же полис около Донузлавского озера, которое вполне могло приниматься в период греческой колонизации за одну из рек Скифии.". В частности, ученый П.О. Бурачков конкретно связывал Керкинитиду с античным поселением в районе укрепления Беляус.
Но даже если эта версия не подтвердится в полной мере, вполне могло быть что Донузлав - Гипакирис служил портом обширного полиса Керкинитиды. Это подтверждается тем, что вблизи озера в 3-2 в.в. до н.э. существовала целая система береговых поселений-крепостей и обрабатываемых земель.
Древняя Присяга обязывала граждан также соблюдать экономические законы государства, а именно: "- хлеб, вывозимый с равнины- ни продавать, ни вывозить с равнины в какое - либо место, но только в Херсонес...". Так вот, в книге " Полис и хора" на странице 100 дано яркое описание побережья от Евпатории до озера Донузлав: "Это сплошная полоса великолепного песчаного пляжа и такой же безграничной, как море, ровной степи, с плодороднейшими черноземами.". И далее автор задаётся вопросом: "Не та ли эта равнина, которая упомянута в херсонесской присяге?"
Найденные археологами обширные земельные участки, "тейхе" - укрепления, свидетельствуют в пользу догадки, что это была та самая равнина, входившая в херсонесскую "хору" - сельскохозяйственную территорию полиса. На север от Донузлава побережье и степь интенсивно были используемы в военно-хозяйственных целях. Здесь особенно было развито виноделие и рыболовство. В этих условиях такая удобная водная артерия, как Донузлав, более чем на тридцать километров пронзающая степные просторы, вполне могла служить для вывоза хлеба, рыбы сельхозпродуктов (мясо, шкуры, кожизделия и т. д.) в столицу хоры - Херсонес.
На вероятную связь в те времена озера с морем указывает то, что напротив канала, прорытого в 1961 году, был найден древнегреческий корабль. Учёные определили, что затонул он в 4 в. до н.э. Специальная подводная экспедиция В.Д. Блаватского и Б.Г. Петерса обнаружила 20 гераклейских (херсонесских) амфор, несколько кусков свинцовой обшивки корпуса, гвозди, которыми крепилась обшивка, несколько обломков деревянных частей судна.
Верность Присяге граждане херсонесского государства выполнили в полной мере во 2 - 1 веках до н.э. К этому периоду большинство их территорий были захвачены скифами. Тогда по всему побережью с юга на север прошли с огнем и мечом воины полководца Диофанта, призванного на помощь из могущественного древнегреческого Боспорского царства, находившегося на землях нынешнего Керченского района. Руины, пепелища говорили многим последующим поколениям греков и скифов лучше слов, что жизнь в мире лучше битв и грабежей. На пороге было наступление новой эры.
Хранящийся в историческом музее Евпатории надгробный барельеф 1 в. до н.э., найденный близ Южно-Донузлавского городища изображает сцену конной охоты на оленя. По этой и другим археологическим находкам ученые делают вывод о большем разнообразии природы в наших краях в старину. Богатая, щедрая земля могла прокормить всех, кто жил на ней.
Согласно источникам и концу 1 века от Рождества Христова, Таврида, как и все побережье Черного моря, входили в состав новой империи - Римской. В этом государстве большое значение придавалось созданию и защите морских и сухопутных путей сообщения. Благодаря чему народы Тавриды одними из первых в мире воспринимают весть об учении Иисуса Христа из уст апостолов. Так состоялось удивительное путешествие Андрея Первозванного, прошедшего из земли, где ныне Турция, берегом Кавказа в Тавриду и далее, очевидно морем или северо-западным побережьем полуострова к устью Днепра. Затем он поднялся к тому месту, где позже возник Киев и прошел в северные пределы будущей Руси, до берегов Варяжского (Балтийского) моря.
Это событие позволяет полагать, что если не сам апостол, то его ученики в первом веке новой эры прошли степями и морскими путями Донузлава, прокладывая, пути грядущих великих событий в истории нашего государства. И в том, что первый православный храм в Новоозерном и нашем регионе назван в память святого апостола Андрея Первозванного, видится особая духовная связь через века суровых испытаний.
Прошли годы, и восточная часть Римской империи превратилась в христианскую державу Византию, автоматически включившую в свои пределы Тавриду. На юго-восток от дамбы и автотрассы Симферополь-Черноморское, в районе Аблемицкого моста, в 8-10 веках, согласно карте Евпаторийского музея, находилась крепость Аблемицкое городище. На одном из стендов музея представлены херсонесско-византийские монеты 9-10 веков. На одном из стендов музея изображены христианские кресты. Эти монеты также найдены в районе озера Донузлав. В средние века путь "из варяг в греки" приобретает все большее значение. В историческом романе " Когда пал Херсонес" Антонин Ладинский пишет, что союзное войско руссов и византийцев в 990 году направилось в Киев морским и сухопутным путем. А это значит, что вновь наша акватория и степи оказались в объективе великих исторических событий. Кто знает, может быть, князь Владимир царевна Анна ступали по нашей суровой земле и думали о той новой судьбе, что им предстоит? Ведь удобным пунктам для отдыха, ремонта кораблей, пополнения запасов воды и продовольствия на пути дружин и купеческих караванов был длинный, с защищающими от ветров бухтами, залив Донузлав. То пологие, то крутые, его берега напоминали суровым морским воителям викингам- варягам далекие фиорды Скандинавии, а славянам и грекам - берега Днепра.
Вероятно, что вдоль наших берегов пришла на рубеже 8-9 веков в Тавриду легендарная рать из Новгорода под предводительством русса или варяга князя Бравлина. - Характерно, что его поначалу завоевательный поход завершился покаянием и принятием православной веры в Суроже (Судаке). Это событие словно предварило, последующий поход в Херсонес Святого Владимира.
Кстати, исторические документы, приводимые П.Д. Подгородецким, свидетельствуют о том, что в средние века земли к северу от Херсонеса принадлежали к владениям Киевских князей. Верю, что исследования ученых еще откроют немало интересного в истории Аблемицкого городища, расположенного неподалеку от удобной для стоянки гребно-парусных кораблей бухты. Очень подходят для крепостных укреплений средневековья и высокие, обрывистые холмы, на которых ныне расположены села Красноярское и Ленское в верховьях Донузлава. Ведь для стабильных торговых отношений в окружении кочевых соседей необходимы были укрепленные пункты на всем маршруте от днепровских порогов до Корсуня-Херсонеса.
Многочисленные курганы в районе Донузлава свидетельствуют о том, что в древности эти степи не пустовали. В одном из залов Евпаторийского музея на карте отмечены находки половецких каменных изваяний 11 века в районе сел Крыловка, Поповка, Веселовка. Очевидно, что подобно античной эпохе население в нашем регионе состояло из оседлых и кочевых народов, только теперь к ним добавились опытные мореходы и воины из северных пределов.
С 13 века в Тавриде появляются татаромонголы, вытеснившие предшествующих им кочевников. Согласно картам полуострова в 15-18 веках из книги "Рассказы по истории Крыма" В.П Дюличева земли от Черноморского до Сак, включающие Донузлавский регион, населяют племена колена (аймаклара) Мансуров. Или, как уточняет в скобках на странице 23 старинной книги "Крымское ханство" ее немецкий автор Тунманн..."(Монсур, вероятно также Мангут)". Удивительно, но тот же автор именует также в скобках на странице 19 одно из двух продержавшихся до османского завоевания христианских княжеств: "княжество Теодори (Ингкирман) и Готское (Мангут)". Итак, мы видим два одинаковых названия у горного княжества готов и степных владетелей из далеких восточных краев. Ошибка автора или простое совпадение? А может быть еще одна мудрая загадка на сложных исторических путях народов, разгадка которой поможет нам, потомкам древних родов и племен, лучше понять друг друга и увидеть нечто великое общее в наших судьбах и предназначения всех народов, берущих начало от одного, Адамова яблока.
Верю, что новые исследования ученых подтвердят предположение о том, что прекрасные, хотя и суровые берега Донузлава в большей степени не разделяли, а соединяли живших здесь людей. Близ морского побережья располагались села и башни-маяки потомков греков и римлян, скифов. В средней части и верховьях Донузлава обосновали свои грады-гарды славяно-варяжские мореходы Киевской Руси и последующей Московии. А в многочисленных балках, урочищах, питающих главное русло древней реки, разбивали свои сезонные кочевья, привыкшие к воле и простору сыны степей. Враждебные отношения между ними были скорее исключением, чем правилом, ибо только мешали веками отлаженному механизму хозяйства, обмена и дружественных межличностных и семейных отношений.
Подтверждением тому служат строки П.Д Подгородецкого о том, что "На протяжении 13 - 15 веков русские, занимавшиеся рыболовством, постоянно посещали северное побережье Черного моря, а может быть, и оставались в этих местах на более или менее продолжительное время. Не исключено, что именно поэтому на итальянских картах 15 в. на побережье нынешнего Раздольненского района помечено: "Место пребывания русских варягов". А от этих мест до верховий Донузлава, с учётом многочисленных русел ныне высохших притоков, ускорявших транспортные пути, рукой подать.
В позднее средневековье через наш регион проходили маршруты морских и сухопутных походов запорожских и донских казаков, воспетые в сказаниях и былинах.
Итак, история не обошла наш край стороной. Погружение в ее глубины убеждает в том, что наши предки и предшественники были хорошими строителями и культурными земледельцами, отважными моряками и рыбаками, лихими наездниками и трудолюбивыми пастухами. Наибольшего расцвета минувшие цивилизации достигали в годы созидательного труда на полях, морских, речных и озерных нивах, когда мечи были в ножнах и стрелы в колчанах.
Нам предстоит сделать так, чтобы древние международные пути Тавриды - Крыма "Великий шелковый" и "Из варяг в греки" вновь ожили, взаимно обогащая народы и являя собою торжество истины и любви в третьем тысячелетии нашей новой эры.



Главная страница История Руководство поселка Инфраструктура Недвижимость Туризм Спортбаза Дельфинарий Церковь
Жизнь поселка
 
Copyright © 2002 "Крым-сервис"
tel./fax: +38 (06569) 2-96-98
E-mail: krim@ecc.crimea.ua
Используются технологии uCoz